Все мы время от времени пользуемся услугами почтовых служб. Мы получаем и отправляем посылки, надеясь на быструю и надёжную доставку наших отправлений в нужный пункт назначения. Посетив местное отделение Почты России, мы можем столкнуться с требованием почтовиков открыть нашу посылку для проверки её содержимого. Имеют ли почтовые служащие право на проверку нашей посылки при отправке, проверяют ли они все почтовые отправления, и как реагировать на данное требование? Расскажем в нашем материале.
Проверка посылки при отправке – что говорит закон
В соответствии с Приказом Минкомсвязи №234 от 31.07.2014 почтовые отправления обычно принимаются в упакованном виде, соответствующим характеру вложения.
Тем не менее существуют исключения, при котором они принимаются в открытом виде, в случае:
- Отправки посылки с описью вложения. В этом случае почтовый специалист должен сверить фактическое содержимое с его описью;
- Возникновения у работников почты подозрения о наличии в посылке запрещённых предметов и веществ. Среди последних – наркотики, оружие, скоропортящиеся продукты, табачные изделия, шпионские средства для негласного получения данных, товары из санкционного списка и другое.
В последнем случае причины возникновения такого «подозрения» не формализированы. Это означает, что работник имеет право открыть любую посылку по своему желанию, ссылаясь на такое «подозрение», и проверить её содержимое. Особенно это актуально, когда идёт отправка посылки в города, где проводятся крупные мероприятия – Олимпиада, публичные празднования, парады и прочие аналоги.
При этом согласно статье 15 ФЗ «О почтовой связи» тайна почтовых сообщений гарантируется государством. Это значит, что оператор не должен публично оглашать информацию о содержимом вашей посылки, и её досмотр по возможности должен быть проведён конфиденциально.
Кроме того, существует известный «пакет Яровой», принятый Госдумой еще в 2016 году. В соответствии с ним в рамках борьбы с терроризмом сотрудники почты с помощью специальных сканирующих средств должны проверять все посылки на этапе доставки к адресату. Таким образом, почта может использовать сканеры как при отправке посылки, при её поступлении в Сортировочный центр, так и на этапе конечного почтового отделения.
Это полезно знать: можно ли забрать посылку из сортировочного центра?
А как же право на тайну почтовой переписки?
Разобравшись, могут ли проверить на почте мою посылку при отправке, рассмотрим также вопрос о тайне переписки. Уже упомянутый нами Федеральный Закон «О почтовой связи» утверждает, что осмотр и вскрытие почтовых отправлений допускается лишь на основании судебного решения. По факту же эта норма не работает. Принятие антитеррористических законов даёт возможность любому сотруднику почты при возникновении «подозрения» заставить отправителя открыть запечатанную к отправке посылку, и осмотреть её содержимое.
Если в посылке выявлено что-то запрещённое
Если почтовый специалист увидел в посылке что-либо запрещённое, посылка изымается, а её содержимое может быть конфисковано и утилизировано. В этом случае вы можете не получить вашу посылку обратно, и почтовые работники имеют для этого достаточные правовые основания.
Во избежание этого рекомендуем подробно ознакомиться со списком запрещённых к пересылке предметов, имеющихся на сайте Pochta.ru, и не отправлять предметы и вещества из списка через почтовые службы.
https://www.pochta.ru/support/post-rules/content-package-rules#forbiddenitems
Я считаю, что сотрудники почты поступают неправомерно – кому жаловаться?
В случае, если вы считаете, что почтовики нарушают ваши права, и проверяют содержимое посылки неправомерно, вы можете пожаловаться на их действия начальнику почтового отделения. Такая ситуация может быть, когда сотрудники ведут себя агрессивно, повредили вашу посылку, публично оглашают сведения о её содержимом и так далее.
Кроме этого вы можете обратиться на горячую линию Почты России с жалобой по номеру 8-800-1-000-000 (звонок по России бесплатный) или отправить письмо в службу поддержки на е-мейл client@russianpost.ru.
Также может помочь обращение в Роскомнадзор с жалобой на предоставленное отделением Почты России некачественное предоставление услуг. Для обращения используйте электронную приёмную Роскомнадзора на сайте:
https://rkn.gov.ru/treatments/ask-question/
Это также пригодится: что это за RussianPost, и от кого приходят СМС с кодом подтверждения.
Проверка посылки при получении в почтовом отделении
Кроме проверки посылки при отправке и поступлении в сортировочный центр, вашу посылку также могут досмотреть при получении в конечном почтовом отделении. Это может быть выполнено по следующим причинам:
- У посылки повреждена упаковка, и у сотрудника почтового отделения имеются сомнения в сохранении её содержимого. По статистике, пропадает в пути примерно 1 посылка на 100 тысяч почтовых отправлений. Если упаковка отправления повреждена, это может быть лакмусом потери (кражи) в пути её содержимого;
- Вес посылки, указанный на ней, отличается от фактического.
В таких случаях посылка может быть вскрыта сотрудником почтового отделения, и в присутствии других сотрудников почты (а также получателя) составлен соответствующий акт, с описью содержимого посылки. В этом случае отправитель или получатель посылки может обратиться в Почту России с письменной претензией, с требованием отыскать недостающее содержимое посылки. Или компенсировать в денежном эквиваленте стоимость потерянного (украденного) в посылке.
На указанную претензию вы получите письменный ответ Почты России. Если вам откажут в компенсации, и стоимость потери не будет возмещена, вы имеете право подать иск в суд и требовать от Почты России компенсации стоимости вашего отправления.
Заключение
В нашем материале мы подробно разобрали, проверяют ли сотрудники Почты России содержимое вашей посылки при её отправлении, и имеют ли они на это право согласно действующего законодательства. Поскольку нормы приказа Госкомсвязи и «пакета Яровой» прямо дают возможность сотруднику почты досматривать «подозрительные» по его мнению почтовые отправления, рекомендуем проявить сдержанность, и при необходимости дать сотруднику почты досмотреть ваш товар. В случае же некорректного поведения почтовиков обращайтесь с жалобой к начальнику отделения, на горячую линию ПР или в приёмную Роскомнадзора. Это позволит отстоять ваши права, при необходимости провести расследование и наказать виновных.
Комментарии