Часто, выполняя задания по русскому языку, школьники и студенты сталкиваются с необходимостью произвести орфографический анализ слова. Для этого необходимо знать орфограммы и уметь их анализировать и применять на практике. Орфограмма помогает корректно написать слова в соответствии с правилами или устоявшимися традициями правописания. Подробно разбирая слово, мы выясняем, почему буква пишется так, а не иначе. Сегодня я расскажу, как правильно производить орфографический разложение слова.
Для того чтобы правильно произвести все действия, увидеть в слове орфограмму и корректно применить ее, разработан целый алгоритм.
Важно знать: Как разобрать слова по звукам и буквам.
Порядок орфографического разбора слова
Следуя нижеприведенным действиям, вы правильно выполните орфографическое рассмотрение слова и обязательно получите хорошую оценку. Данный материал пригодится и родителям, занимающимся со своими детьми и помогающим им с выполнением домашних заданий. Ведь, чтобы суметь помочь ребенку, самим родителям необходимо сначала изучить и понять тему.
Нужно увидеть орфограмму
Первым делом, разбирая слово, необходимо увидеть в нем орфограмму. Звуковая и письменная речь очень сильно отличаются друг от друга – многие слова пишутся совсем не так, как воспринимаются на слух. Например, мы говорим “шаг”, а слышим “шак”. Без знания орфограмм некоторые так и напишут, как услышат. А можно применить правило и поставить “шаг” во множественное число – “шаги”. После выяснения правильной буквы смело пишите слово. Или “гора” (слышим “гара”) – образуем множественное число “горы” и пишем правильно. Один и тот же слышимый нами звук может отображаться на письме другой буквой, например:
- слышим “и”, а пишем “и” – “пила”[п’и]ла, или “е” – “песок” [п’и]сок, “я” – “мясной” [м’и]сной, “а” – часы [ч’и]сы, “э” – “экскаватор” [и]кскаватор;
- слышим [крап], а пишем “краб”, или [купаца] – “купаться”, [щитать] – “считать”.
Поэтому самым правильным будет не писать на слух, а немного подумать и применить орфограмму.
После обнаружения орфограммы в слове нужно подобрать правило, которое поможет верно написать нужную букву. Система правильного написания слов в русском языке базируется на трех принципах:
- морфемный разбор слова (по составу);
- использование чередующихся гласных и согласных;
- принцип, основанный на историческом или традиционном написании слов (здесь главными советчиками выступают словари).
В школах рекомендуется заучивать орфограммы наизусть, как таблицу умножения. Этому могут помочь интересные стихи, позволяющие легко и быстро запомнить орфограмму, например:
Но важно не просто заучивать орфограммы, а еще и понимать, в каких словах они применяются, чтобы при письме, когда сомневаешься в корректности написания слова, проверять себя при помощи правил. Одно из неоспоримых выражений гласит, что нужно больше читать, причем не современные книги, где нередки ошибки, а классику в старых изданиях, где о неправильном написании не могло быть и речи. Этот способ позволит не только приятно провести время с лучшим другом – книгой, но и значительно поднимет уровень грамотности книголюба. Потом при письме у школьника или студента меньше времени уйдет на подбор и применение орфограмм.
Подобрать нужное правило
Основа любого орфографического правила – определение части речи и состава проверяемого слова. Для того, чтобы определить состав слова, нужно произвести его морфемный разбор. В ходе действий условными обозначениями выделяются: окончание, суффикс, корень и приставка. Это нужно для того, чтобы узнать, какую орфограмму следует применить. Ведь, если необходимо проверить правильность написания буквы в приставке, к ней нельзя применять орфограмму для корня, и наоборот. Установить часть речи поможет постановка вопроса к слову или выяснение того, что же обозначается данным словом.
Итак, мы подошли к собственно орфографическому разбору слова. Он осуществляется по следующей схеме:
- контрольное слово выписывается отдельно и прочитывается вслух;
- вставляются буквы, пропущенные в слове, или раскрываются скобки;
- место в слове, где присутствует орфограмма, подчеркивается, а морфема, в которой она находится, выделяется условным обозначением;
- орфограмма называется вместе со всеми своими признаками: какое место она занимает в слове и почему появилась, возможно ли подобрать проверочное слово, также в письменном либо устном виде объясняются условия ее правописания;
- указывается проверочное слово (если оно существует), где звук будет звучать более явно и сильно, или структура которого идентична рассматриваемому слову (одинаковые грамматическая форма и морфема), приводятся примеры других слов с этой же орфограммой.
Следуя этой схеме, вы дадите правильный ответ преподавателю и грамотно сделаете орфографический разбор.
Орфографический разбор на примерах
К примеру, в учебнике дано предложение: “Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:
- слово “скошенная” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
- слово “скошенная” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “нн” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида (скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
- суффикс — еннпишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
- основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
- оканчивающихся на —ить, —еть;
- слова “трава” и “рядами” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “трава” ставится во множественное число – “травы”, а слово “рядами” – в единственное число и именительный падеж “ряд”.
Читайте также: Как проверить ударения в словах онлайн.
Разберем еще один пример: “Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.
- “дождь” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дожди”);
- “прошел”:
- для буквы “о” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
- для буквы “е” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “о”, то пишется “е” (“прошедший”, “обжег”, “черточка”);
- “освежил”:
- для буквы “о” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “прошел” (приставка о- есть, а – нет);
- для буквы “е” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“свежий”);
- для буквы “и” – правописание “жи, ши”;
- “вокруг”:
- для буквы “о” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
- для буквы “г” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“в круге”);
- производный предлог “вокруг” пишется слитно, так как образован от наречия.
Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.
Комментарии