СделайкомпОбзорыОрфографический разбор слова

Орфографический разбор слова

Часто, выполняя задания по русскому языку, школьники и студенты сталкиваются с необходимостью произвести орфографический анализ слова. Для этого необходимо знать орфограммы и уметь их анализировать и применять на практике. Орфограмма помогает корректно написать слова в соответствии с правилами или устоявшимися традициями правописания. Подробно разбирая слово, мы выясняем, почему буква пишется так, а не иначе. Сегодня я расскажу, как правильно производить орфографический разложение слова.

Правило орфограммаы

Для того чтобы правильно произвести все действия, увидеть в слове орфограмму и корректно применить ее, разработан целый алгоритм.

Важно знать: Как разобрать слова по звукам и буквам.

Порядок орфографического разбора слова

Следуя нижеприведенным действиям, вы правильно выполните орфографическое рассмотрение слова и обязательно получите хорошую оценку. Данный материал пригодится и родителям, занимающимся со своими детьми и помогающим им с выполнением домашних заданий. Ведь, чтобы суметь помочь ребенку, самим родителям необходимо сначала изучить и понять тему.

Нужно увидеть орфограмму

Первым делом, разбирая слово, необходимо увидеть в нем орфограмму. Звуковая и письменная речь очень сильно отличаются друг от друга – многие слова пишутся совсем не так, как воспринимаются на слух. Например, мы говорим “шаг”, а слышим “шак”. Без знания орфограмм некоторые так и напишут, как услышат. А можно применить правило и поставить “шаг” во множественное число – “шаги”. После выяснения правильной буквы смело пишите слово. Или “гора” (слышим “гара”) – образуем множественное число “горы” и пишем правильно. Один и тот же слышимый нами звук может отображаться на письме другой буквой, например:

  • слышим “и”, а пишем “и”“пила”[п’и]ла, или “е”“песок” [п’и]сок, “я” “мясной” [м’и]сной, “а”часы [ч’и]сы, “э”“экскаватор” [и]кскаватор;
  • слышим [крап], а пишем “краб”, или [купаца]“купаться”, [щитать] – “считать”.

Поэтому самым правильным будет не писать на слух, а немного подумать и применить орфограмму.

После обнаружения орфограммы в слове нужно подобрать правило, которое поможет верно написать нужную букву. Система правильного написания слов в русском языке базируется на трех принципах:

  • морфемный разбор слова (по составу);
  • использование чередующихся гласных и согласных;
  • принцип, основанный на историческом или традиционном написании слов (здесь главными советчиками выступают словари).

В школах рекомендуется заучивать орфограммы наизусть, как таблицу умножения. Этому могут помочь интересные стихи, позволяющие легко и быстро запомнить орфограмму, например:

Пример орфограммы

Но важно не просто заучивать орфограммы, а еще и понимать, в каких словах они применяются, чтобы при письме, когда сомневаешься в корректности написания слова, проверять себя при помощи правил. Одно из неоспоримых выражений гласит, что нужно больше читать, причем не современные книги, где нередки ошибки, а классику в старых изданиях, где о неправильном написании не могло быть и речи. Этот способ позволит не только приятно провести время с лучшим другом – книгой, но и значительно поднимет уровень грамотности книголюба. Потом при письме у школьника или студента меньше времени уйдет на подбор и применение орфограмм.

Подобрать нужное правило

Основа любого орфографического правила – определение части речи и состава проверяемого слова. Для того, чтобы определить состав слова, нужно произвести его морфемный разбор. В ходе действий условными обозначениями выделяются: окончание, суффикс, корень и приставка. Это нужно для того, чтобы узнать, какую орфограмму следует применить. Ведь, если необходимо проверить правильность написания буквы в приставке, к ней нельзя применять орфограмму для корня, и наоборот. Установить часть речи поможет постановка вопроса к слову или выяснение того, что же обозначается данным словом.

Части речи

Итак, мы подошли к собственно орфографическому разбору слова. Он осуществляется по следующей схеме:

  • контрольное слово выписывается отдельно и прочитывается вслух;
  • вставляются буквы, пропущенные в слове, или раскрываются скобки;
  • место в слове, где присутствует орфограмма, подчеркивается, а морфема, в которой она находится, выделяется условным обозначением;
  • орфограмма называется вместе со всеми своими признаками: какое место она занимает в слове и почему появилась, возможно ли подобрать проверочное слово, также в письменном либо устном виде объясняются условия ее правописания;

Опознавательные признаки

  • указывается проверочное слово (если оно существует), где звук будет звучать более явно и сильно, или структура которого идентична рассматриваемому слову (одинаковые грамматическая форма и морфема), приводятся примеры других слов с этой же орфограммой.

Следуя этой схеме, вы дадите правильный ответ преподавателю и грамотно сделаете орфографический разбор.

Орфографический разбор на примерах

К примеру, в учебнике дано предложение: “Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:

  • слово “скошенная” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
  • слово “скошенная” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “нн” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида (скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
  • суффикс — еннпишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
    • основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
    • оканчивающихся на —ить, —еть;
  • слова “трава” и “рядами” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “трава” ставится во множественное число – “травы”, а слово “рядами” – в единственное число и именительный падеж “ряд”.

Читайте также: Как проверить ударения в словах онлайн.

Разберем еще один пример: “Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.

  • дождь” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дожди”);
  • прошел”:
    • для буквы “о” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
    • для буквы “е” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “о”, то пишется “е” (“прошедший”, “обжег”, “черточка”);
  • освежил”:
    • для буквы “о” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “прошел” (приставка о- есть, а – нет);
    • для буквы “е” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“свежий”);
    • для буквы “и” – правописание “жи, ши”;
  • вокруг”:
    • для буквы “о” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
    • для буквы “г” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“в круге”);
    • производный предлог “вокруг” пишется слитно, так как образован от наречия.

Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.

Комментарии

Комментарий отправляется без регистрации и модерируется